Замерзающий бизнес



Вслед за американцами российские предприниматели пытаются построить прибыльный бизнес на продаже пищевого льда. Правда, пока не слишком удачно. Уровень спроса остается на точке замерзания: в стране 40-градусных морозов покупателей крайне трудно убедить платить за лед.

Россияне учатся продавать лед
Два года назад московский предприниматель Михаил Муха, генеральный директор компании “Аст-мобайл”, специализирующейся на производстве аксессуаров для сотовых телефонов, задался вопросом: зачем кидать лед в алкогольные коктейли, если по всем законам физики напиток охладится гораздо быстрее, если им наполнить ледяной бокал? В магазинах крупных розничных сетей он ничего подобного не нашел: зарубежные формы для заморозки его не устроили. Это подтолкнуло его к решению начать производство ледяной посуды по собственной технологии и под собственной маркой Mobi-Ice. “Из такой посуды удобно пить водку, текилу, вермуты и ликеры”, — полагает Михаил. Впрочем, в розницу свою посуду он пока тоже не продает. Ледяные бокалы, рюмки и стопки хороши на праздниках, где гостям преподносят спиртное с порога. Клиентами Мухи стали кейтеринговые компании и организаторы загородных пикников. Рестораны отнеслись к новому товару с любопытством.

Средняя цена ледяного стакана — около 15 руб. Мощностей компании хватает на производство до 1000 стаканов в день, оборот компании растет примерно на 25% в год, говорит Михаил. “Мы пробовали делать разноцветную посуду, добавляя растительные красители, — отмечает он, — но покупатели берут ее неохотно: если лед цветной, значит, химия”. Пока бокалы, рюмки и фужеры Mobi-Ice изо льда можно купить в Москве и Подмосковье, но Михаил озабочен получением патентов на свою ледяную посуду. Так он надеется расширить рынок сбыта и когда-нибудь предложить свой товар не только в России, но и за рубежом.

Правила гигиены
Чуть более года назад на прилавках магазинов штата Огайо появились упаковки лотков Aquaice, наполненные очищенной водопроводной водой. Компания Icerocks представляет этот продукт как “безопасный лед из чистой воды”. Лед Aquaice с натуральным вкусом, а также с добавлением лайма и лимона стоит около $5 за 50 кубиков. Дело за малым: убедить, что покупка льда (по 10 центов за кубик) не пустая трата денег.

“Уровень жизни американцев растет, и средний потребитель готов платить за пищевой лед”, — говорит Боб Ричардсон, менеджер по напиткам розничной сети Wild Oats Markets, специализирующейся на органической пище. Впрочем, в магазинах сети лед пока не продают. Но Ричардсон видел лотки Icerocks на одной из выставок и считает сотрудничество возможным. Упакованные кубики льда защищены от посторонних запахов. Другим плюсом он считает его безопасность для здоровья. “Если лед изготавливать в домашних условиях, в него могут попасть бактерии и вирусы гепатита А и С”, — уверяет Джейн Макивен, представитель Международной организации производителей льда. “Предприниматели пытаются нажиться на человеческих страхах, — уверен Дженнифер Берг, директор образовательной программы по продуктам питания в Университете Нью-Йорка. — Наверное, имеет смысл использовать такой лед в поездках и путешествиях, где вы не можете гарантировать качество воды. Но дома при соблюдении элементарных правил гигиены вы ничем не рискуете”.

Возможно, поэтому производители бутилированной воды пока остаются в стороне. “Мы придерживаемся выбранной линии и стараемся не разбрасываться”, — заявила Джейн Лазждин, пресс-секретарь компании Nestle Waters North America. Представитель компании Coca-Cola и вовсе не слышал о таком продукте, как чистый лед.

“Со временем дизайнерский пищевой лед станет привычным продуктом”, — говорит Росс Колберт, управляющий директор компании Water Bank. По его мнению, покупатель готового льда — это владелец собственной яхты или самолета или просто человек, которому надоело открывать пакеты со льдом над раковиной.

Ежегодные объемы продаж готового льда в Северной Америке он оценивает в сумму от $2 млрд до $2,5 млрд. Уже много лет в магазинах можно купить и пакеты для заморозки льда, и пластиковые контейнеры разнообразной формы. Но готовый лед продается в кубиках стандартных размеров — это ограничение вызвано устройством агрегатов по производству льда.

Но находятся предприниматели, решившиеся на эксперимент с формой. Компания Reddy Ice предлагает упакованные кубики льда Crystal Cubes более крупного, чем стандартный, размера. Такие кубики тают медленнее. На сайте компании Lang Ice можно прочитать, что их “кубики для гурманов” были вырезаны из большой глыбы свежезамороженного льда. Владелец компании Пол Лэнг уверяет, что их товар рассчитан не только на богачей: “Мы хотели бы привлечь самых обыкновенных покупателей”.

Лед зимой
В России мода на лед лишь набирает обороты. Три года назад компания “Фрозекс” начала выпускать пищевой лед из очищенной воды. За полтора года вышла на окупаемость. “Нас вдохновили вовсе не американцы, а латыши, — признается Рустам Мусатов, коммерческий директор ООО "Фрозекс". — Но если бы мы знали, с каким количеством проблем придется столкнуться, подумали бы 100 раз над тем, стоит ли вообще начинать этот бизнес в России”. По его словам, решить технические проблемы производства и транспортировки было не самым сложным: “В России пока не сложилась культура потребления пищевого льда”. Оказалось, перспективных клиентов трудно убедить, что в холодильниках лед легко впитывает запахи всех находящихся там продуктов и может испортить вкус любого коктейля. “Водопроводная вода в Москве для производства пищевого льда не годится, — говорит Мусатов. — Мы сначала очищаем воду, а лишь затем замораживаем”. Двухкилограммовый пакет со льдом в Москве стоит порядка 30 руб., говорит Мусатов. Но даже в пик сезона в Москве продается не более 100 т в месяц.

Еще одна проблема — сезонность спроса. Зимой дела идут совсем плохо. “Пик реализации льда традиционно приходится на период с конца мая до последних чисел августа (20-30% рост объема продаж по отношению к среднегодовому), а также в дни новогодних праздников (15-20%)”, — говорит Елизавета Лучитская, сотрудник пресс-службы компании “Седьмой континент”. В пресс-службах “Ашана” и “Рамстора” утверждают, что их сети упакованный лед не закупают. Не нуждаются в поставках пищевого льда большинство ресторанов и баров — они давно обзавелись собственными генераторами льда.

“Летом на собственном генераторе мы получаем до 80 кг льда ежедневно”, — рассказывает Дмитрий Вагин, заместитель генерального директора московского кафе “Пушкинъ”. Крупнейший потребитель льда в Москве — сеть ресторанов McDonald's — также обходится своими силами. “У нас жесткие стандарты по форме кусочков, прозрачности и микробиологической безопасности”, — комментирует Нина Прасолова, пресс-секретарь McDonald's.

Но Мусатов из “Фрозекс” все равно не теряет энтузиазма и рассчитывает, что в ближайшие два года спрос вырастет минимум на 100%. (Использованы материалы WSJ.)


Газета "Ведомости" №144 (1671) от 07 августа 2006 г.

© 2005 posuda-ice.ru
123100, Россия, Москва, ул. Мантулинская, д. 5.
Тел./факс:   8(985) 220-46-19,   8(915) 191-13-55,   8(495) 782-44-24
E-mail: ice@mobit.ru


Rambler's Top100
обмен ссылками