ОДИН ИЗ ДВУХСОТ ТЫСЯЧ



Михаил Муха
Родился в 1957 году в Москве.
Закончил Курганское высшее
военно-политическое авиационное училище.
Работал в компаниях пейджинговой и сотовой связи.
С 1998 года – генеральный директор
ООО “АСТ МОБАЙЛ”.


Собственный товарный знак
Путь в мир предпринимательства у меня начался в 90-х годах. В то время в нашей стране бурно развивалась пейджинговая, затем сотовая связь. В таких компаниях я сделал карьеру от рядового сотрудника до генерального директора. Набрался опыта и открыл собственное дело. Мобильные телефоны считались тогда вещью элитарной, дорогой, а потому их счастливые обладатели старались сохранить телефоны в надлежащем виде. Таким образом, у меня появилась идея заняться изготовлением чехлов и других аксессуаров к мобильникам.

Производственные площади решено было разместить в Московской области, там и помещение обойдется дешевле, и работников проще найти. В силу экономии средств мне и дизайном приходилось самому заниматься. Я даже некоторые полезные вещи изобретал, например, особую конструкцию застежки, которой чехол крепится к ремню. Эта кнопочка-железочка у меня в верхнем ящике тумбочки хранится, на память. Ну а технолога, специалиста по кожевенному производству, я все-таки нанял, так как один человек всего знать все равно не может.

Кроме того, мне удалось зарегистрировать свою собственную торговую марку – MOBIPHONE, у меня есть сертификат, подтверждающий право владеть этим знаком.

Бизнес шел удачно до тех пор, пока мобильные телефоны не перестали быть предметом роскоши, а спрос на чехлы из натуральной кожи, соответственно, упал. Кроме того, на рынке появились крупные операторы розничных продаж, с которыми стало сложно конкурировать. Надо было думать, чем заниматься дальше.


В царстве снежной королевы
Однажды мне попалась небольшая заметка не то в какой-то газете, не то на каком-то сайте, сейчас даже затрудняюсь сказать. В заметке речь шла об изготовлении ледовой скульптуры. Это послужило неким толчком в дальнейшем развитии моего бизнеса. Я стал искать информацию обо всем, что связано со льдом. И в результате моего поиска с изумлением узнал о том, что в Швеции и Финляндии есть ледяные отели, где за проживание берут 300–400 евро в сутки. Бывать там мне не доводилось, но, судя по фотографиям в Интернете, это красота невероятная! Там есть и настоящая ледяная католическая церковь, где проходят церемонии бракосочетания.

Со льдом, казалось бы, работают многие. Но ведь любым делом движет экономическая подоплека. В России, например, очень охотно употребляют крепкие напитки. Вот бы изготовить особые ледяные рюмки.

При комнатной температуре человек может пользоваться такой посудой минут 20, а на тусовке, корпоративном мероприятии можно еще и придумать игру, кто точнее бросит ледяную рюмку в мишень. Никаких опасений по поводу битой посуды, каких-то травм не будет.

Первый эксперимент состоялся дома на кухне. Я думал сначала, что все будет просто, сделал формочку, налил туда водички и заморозил. Не тут-то было! Получилась выпуклая неровная ледышка. Вы будете смеяться, но от появления идеи сделать рюмки изо льда до ее реализации прошло полгода. При работе со льдом надо учитывать массу различных нюансов. Пришлось пройти через энное количество экспериментов. Химиков и физиков у меня знакомых нет, подсказать что-то было некому. Долго подбирал материал для формы, учился правильно извлекать рюмку, чтобы не сломать, и т.д.

Формы из найденного путем экспериментов материала, оснастку с определенными тепловыми допусками для извлечения из них льда пришлось заказывать на оборонном предприятии. Когда удалось преодолеть эти трудности, обнаружились новые. Нельзя резко понижать температуру, когда работаешь с формами, а тем более использовать обычную воду из крана. В противном случае лед получается пористый, непрозрачный и хрупкий. Пришлось искать технологию подготовки, обработки воды и специального температурного режима передержки льда. Да, да, лед, конечно, не дамасская сталь, но, как и при обработке металла, он должен, оказывается, пройти несколько этапов передержки при различных температурах. Каждый этап – уникальное ноу-хау. Следующая проблема – упаковка. Казалось бы, насыпай в пакеты, как пельмени, и клади в холодильник, но тогда не меньше трети посуды бьется и трескается. Ну какие же это рюмки. Плюс потери при транспортировке, при хранении.

Не удивительно, что все, кто раньше пытался занять нишу ледовой посуды, сворачивали деятельность или закладывали брак на каждом этапе в себестоимость продукции. В результате стоимость одной ледяной рюмки составляет 100–200 рублей. За такие деньги можно купить хрусталь.

Крупные бары и рестораны, торговые фирмы предпочитают производить лед самостоятельно, приобретая генераторы льда. Попытки продавать готовый лед и продукцию из него через отделы замороженных продуктов вместе с пельменями и креветками провалились. Оказалось, лед не терпит соседства с рыбой и другими “ароматными” товарами, а хранить его в отдельных ларях нерентабельно.

Звон ледяных бокалов
Чтобы наморозить десяток ледяных рюмок, необходимо на полдня переключить барный рефрижератор в режим глубокой заморозки, значит, другие продукты там в это время хранить нельзя. Бутылки с пивом и водой полопаются, соки перемерзнут, и их вкус испортится. Если оставлять формы надолго, то часть доморощенной ледяной посуды полопается, пока ее будут освобождать из форм. А часть ледяной посуды растает или потеряет товарный вид, если ее попытаться достать, опуская формы в теплую воду.

Промышленное производство льда началось у меня чуть больше года назад. При всем изобилии промышленных установок по изготовлению льда пришлось сделать собственную морозильную камеру, переделывать морозильные лари для ледяной посуды, искать материал для герметичной упаковки, отрабатывать возможность круглосуточных заказов и доставки в термоконтейнерах. Теперь службы ресторанов и кейтеринга по телефону или через интернет могут заказать ледяную посуду в термоконтейнерах, которые обеспечат 5–7 часов хранения в любых условиях на выездных мероприятиях. Бары могут заказать доставку по удобному для них графику или хранить большие партии в своих морозильниках в надежной упаковке практически без ограничения срока и опасения, что запах впитается в лед.

И стоимость удалось снизить практически до цены одноразовой посуды, зато национальный колорит и экзотическое удовольствие деньгами не измерить. Для гурманов есть специальные разработки: ледяные рюмки со вкусом меда, с привкусом соли и лимонным ароматом для текилы, цветная и ледяная посуда, ледяные скульптуры, цветной лед для дизайна.

Рюмка стала моим первым продуктом, на который я сделал ставку. А потом появились заявки на блюда изо льда, икорницы, фигурки и др. Предложил свою продукцию ресторанам, понял, что спрос есть, и стал подстраиваться под пожелания потребителя.

Мне нравится придумывать необычные вещи. Сейчас, например, ломаю голову над новой разработкой, хочу сделать туфельку изо льда, из которой будет пить жених на свадьбе. В данном случае эту туфельку можно будет и разбить на счастье, как хрустальную посуду.

Многие наши заказчики не понимают, как преподнести лед. Каждый новый заказ – новая задача. На днях позвонил заказчик и попросил изготовить на свой день рождения ледяную зебру, и теперь мне предстоит изготовить скульптуру таким образом, чтобы черные полоски у зебры не растеклись.

А совсем недавно позвонил молодой человек, который хочет своей любимой сделать подарок – большое метровое ледяное сердце. И установить это сердце перед подъездом возлюбленной. Моя задача состоит в том, чтобы посоветовать, как можно такую вещь сделать более стильно и при этом недорого.

Ледяные рюмки по своей сути не ноу-хау, но конкретно моя разработка – литые ледяные рюмки – новшество, потому что она позволяет уменьшить себестоимость одной штуки всего-навсего до 15 рублей. Аналогов таких рюмок нет и за рубежом. Все остальные делают посуду не литым способом, а вырезают фрезой из блока льда. Это сложно и дорого. Да и рюмка получается грубее, толще.

Нечто похожее на мою посуду делает одна австралийская фирма. Но стоимость форм для литья у иностранцев достигает $2000, представляете, какой должна быть окупаемость изделий! Я же не покупаю формы, а придумываю и реализую их на своей фирме. Вот что важно. Интересно: уже звонят из других городов с просьбой поделиться технологиями. Тонкости, конечно, рассказывать не буду, поскольку это мое изобретение, в ближайшее время жду выдачи патента. Ну, может, быть, чем-то я с коллегами и поделюсь, может, и новое направление изготовления форм у меня появится.

Да, мы производим и продаем товар, который только начинает путь на рынке. Но этот бизнес ни в коей мере нельзя считать сезонным. Как ни странно, даже зимой спрос на лед повышенный, летом – тем более.

В перспективных планах у меня – создание галереи ледяных скульптур, которая работала бы круглогодично. Представьте: лето, жара. Приходит человек в галерею, надевает тулуп, валенки, шапку и пошел смотреть ледяные скульптуры. Опять-таки, в мире такой галереи пока нет.


Статья из газеты "Деловая Москва" № 6, 20-26 февраля 2006 г.

© 2005 posuda-ice.ru
123100, Россия, Москва, ул. Мантулинская, д. 5.
Тел./факс:   8(985) 220-46-19,   8(915) 191-13-55,   8(495) 782-44-24
E-mail: ice@mobit.ru


Rambler's Top100
обмен ссылками